Целью преподавания дисциплины является формирование у обучаемых мировоззренческой позиции по методологическим вопросам науки о судебной экспертизе и по актуальным проблемам экспертной практики.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- формирование у обучаемых глубоких теоретических знаний о закономерностях формирования института судебной экспертизы и истории его развития;
- освоение обучаемыми понятийного аппарата теории судебной экспертизы и основ профессиональной лексики судебного эксперта;
- фундаментальная подготовка обучаемых по вопросам методологии судебно-экспертного познания, логики экспертного мышления и психологии познавательной деятельности судебного эксперта;
- системная подготовка обучаемых по общетеоретическим и научным основам судебно-экспертной деятельности.
Содержание учебной дисциплины “Судебная экспертиза” органично связано с такими дисциплинами специальности, как теория доказательств, логика и психология. Наиболее тесные междисциплинарные связи существуют с уголовным и гражданским процессом, криминалистикой, математикой и информатикой, теорией управления и научной организацией труда, профессиональной этикой и эстетикой. В программе нашли отражение современное состояние теории судебной экспертизы и экспертной практики, а также научные положения смежных с ней общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В результате изучения учебной дисциплины “Судебная экспертиза” обучаемые должны знать:
- предпосылки, условия и закономерности формирования и развития теории судебной экспертизы;
- понятийный аппарат теории судебной экспертизы и основы профессионального языка судебного эксперта;
- предмет, объекты и задачи судебной экспертизы, виды субъектов судебно-экспертной деятельности (СЭД);
- систему частных теорий и учений: об объектах судебных экспертиз и их признаках; о методах судебных экспертиз и методиках решения экспертных задач; об экспертной идентификации и диагностике;
- основы систематизации и классификации судебных экспертиз;
- методологию судебно-экспертного познания: экспертные технологии, методики и стадии экспертного исследования;
- логические и психологические основы экспертного мышления;
- логические основания и формы выводов эксперта;
- причины экспертных ошибок и пути их предупреждения;
- структуру и содержание заключения эксперта, критерии его оценки следователем и судом;
Форма итогового контроля по изучаемой учебной дисциплине и бюджет учебного времени на дисциплину “Судебная экспертиза” определяется рабочим учебным планом, утверждаемым Ученым советом образовательного учреждения.