ЭЛЕМЕНТЫ

Пассивные силы природы, стихии, начала, являвшиеся не только элементарными понятиями физики и химии, но и символами, упорядочивающими принципами традиционных картин мира. Существуют сложные системы символических понятий, ориентированности и многих взаимопроникающие, взаимоперекрещивающиеся системы миропонимания, связанные с четырьмя или пятью природными субстанциями и явлениями, которые, по воззрениям древних, служили составными частями при создании Вселенной.

Хотя современная наука считает, что система элементов — "символическое толкование природы никак не согласуется с физическими и химическими реалиями в подлинном смысле и скорее всего является теоретико-философской метафористикой". — они входят в совокупность понятий, вошедших в современное мышление из различных областей знания.

Гностический мифосимвол о праоснованиях четырех элементов - см. Каин.

АНТИЧНОСТЬ

В античности различали парное первокачество (stoicheia) активности и пассивности из которых исходят активные начала "сухое" и "влажное" и пассивные "холодное" и "теплое". Из их комбинаций образуются собственно элементы: "сухое" и "холодное" образует землю, "сухое" и "теплое" - огонь, "влажное" и "тёплое" - воздух, "влажное" и "холодное" - воду.

Первокачества активное
пассивные Начала сухое влажное
холодное земля воздух
теплое огонь вода

В греко-римском символизме элементы, как правило, олицетворяются женскими образами или божествами, а из указанных основ исходят многочисленные ряды аналогий.

- Боги Животные Предметы Сезон Ликвор Орган Цвет Темперамент Тело (геометр.)
Вода Нептун
Тритон
Нереиды
дельфин
морской конёк
опрокинутая или протекающая ваза зима телесные слизи мозг белый цвет флегматический икосаэдр
треугольник
Огонь Вулкан
женщина, голова которой охвачена огнем
феникс - лето (желтая) желчь печень пламенные краски холерический тетраэдр
Земля богини плодородия
увенчанная башней голова Кибелы
хтоническая змея
скорпион
рог изобилия осень черная желчь селезенка свинцовый цвет меланхолический куб
квадрат
Воздух Юнона и павлин
Юнона взлетающая, с кузнечными мехами, подвешенными к ее ногам
павлин
хамелеон (считалось, что он питается воздухом)
- весна кровь сердце яркие краски сангвинический -

Древние теории врачевания, дошедшие полностью или частично и до наших дней, провозглашали в качестве основной цели врачевания гармонизацию этих компонентов в человеке, с тем чтобы ни один из них не получил абсолютного превосходства, нанося ущерб их оптимальному равновесию. Любопытным является символическое сопоставление "четырех элементов" с геометрическими телами в диалоге Платона "Тимей", где говорится:

Земле мы, конечно, припишем вид куба: ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания... наименее подвижный [треугольник, взятый за основание]... отведем воде (икосаэдр), . наиболее подвижный - огню (тетраэдр), а средний - воздуху и, наконец, самое остроугольное тело - огню, следующее за ним - воздуху, а третье - воде.
Платон, "Тимей", 55е-56а.

Додекаэдр символизирует Вселенную.

АЛХИМИЯ

В обобщенной картине мира алхимии уделено наибольшее внимание дуалистической системе парных первоначал сульфура и меркурия (соответственно серы и ртути). Считается, что путем манипуляции составными частями в смеси этих элементов в определенных пропорциях до одновременного состояния fix (твердое) и volatil (текучее) достигается солнцеподобность золота. В качестве третьего компонента этих "философских элементов" Парацельс (1493- 1541) включал sal (соль), с тем чтобы достичь явной осязаемости (годной к употреблению).

ХРИСТИАНСТВО

Западная традиция, в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии, таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь, иногда добавлялся и пятый элемент — эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством преобразования одного состояния в другое. Так как элементы представлялись основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась сопоставить с ними физические и психические особенности человека. Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время в связи с достижениями научной методологии.

- Свойства Ликвор Орган Цвет Темперамент Образ
Вода

пассивный
женский

влажность
текучесть
способность к сцеплению

мокрота мозг зеленый
синий
флегматический волнистые линии
треугольник, обращенный вниз
Огонь

активный
мужской

жар
истребление
пожирание
движение

(светлая) желчь печень красный
оранжевый
холерический

пламя
лучи
пирамида
треугольник, обращенный вверх

Земля

пассивный
женский

холодность
прочность (может выдерживать тяжесть)

темная желчь селезенка коричневый
желтый
черный
меланхолический куб
квадрат
Воздух

активный
мужской

сухость
свет
подвижность

кровь сердце

синий (небо)
золото (солнце)

сангвинический круг
свод Небес
дуга
КИТАЙ

В китайском символизме четыре священных или "наделенных духом творения" объединяют четыре элемента. Синий или зеленый Дракон, изображенный на ритуальной синей пластинке из жада, - это воздух. Имеются еще Драконы Вод, Земли и Гор. Феникс, изображенный на красной пластинке из жада, объединяет символы огня и воздуха. Черепаха на черной полукруглой пластинке, либо на желтом ритуальном цилиндре из жада, означает воду и землю. Белый Тигр, изображенный на пластнке из жада, объединяет символы огня и воды. Огонь и воздух - символы ян, активные и мужские; вода и земля - инь, пассивные и женские символы.

В Китае подобная система была основана на пяти даосских элементах, причем каждый из них завоевывает следующий: дерево завоевывает землю, земля- воду, вода - огонь, огонь - металл, металл - дерево. Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном, мужском начале «ян» (огонь и воздух) и женском пассивном начале «и нь» (вода, металл и земля).

В этой связи примечательно то, что в восточноазиатской картине мира, в Древнем Китае, была выработана концепция, согласно которой из праначал инь и ян исходит не четыре, а пять стран света (включая средину). Элементами здесь являются вода, дерево, огонь, земля и металл; воздух не принимается во внимание. Старинное стихотворение гласит:

Вода производит дерево, но разрушает огонь, огонь производит землю, но разрушает металл; металл производит воду, но разрушает дерево; дерево производит огонь, но разрушает землю, земля производит металл, но разрушает воду.

В "Книге свидетельств о бывшем" провозглашается:

Природа воды состоит в том, чтобы увлажнять и течь вниз, огня же - чтобы пылать и рваться ввысь, дерева же - чтобы гнуться или выпрямляться, металла - быть послушным и поддаваться формам, земле - быть возделанной и обеспечивать снедью.

Таким же образом элементы (ву-синь) образуют здесь и основные линии символической картины мира в совокупности с пятью планетами, вкусовыми качествами (соленое, горькое, кислое, острое, сладкое), звериными характеристиками (волосатое, оперенное, чешуйчатое, панцирное, голое), основными органами человека.

Стихия Направление Цвет Планета Вкус Зверь Орган
Дерево восток голубой - - - -
Огонь юг красный - - - -
Металл запад белое - - - -
Земля середина желтое - - - -
Вода - - - - - -

Кроме этого пятерика принципов употребляется и восьмерик применительно к мыслительно систематизируемому космосу (см. Восьмизначность, И-цзин).

ИНДУИЗМ

Пятеричная индийская система символов, сохранившаяся и в буддистском символизме, предполагалась как «космическое состояние вибрации» пяти элементов — таттва.

- Название Фигура Образы
таттва-терапии
Вода

Тапас
Апас

круг
шар
покоящийся серебрянный серп Луны
Огонь

Теджас
Теджяс
Тегас

треугольник
пирамида
красный треугольник острием устремленным вверх
Земля

Притхиви
Придхиви

квадрат
куб
желтый квадрат
Воздух

Вайю

полумесяц

светло-голубой круг

Эфир

Акаша

полумесяц, увенчанный пламенем или геммой

фиолетовый эллипс

Приемы медитации, вытекающие из этой "стихийной неразберихи Космоса", получили свое выражение в йоге и тантризме и в совокупности с теоретическими построениями и образными отражениями нашли свое применение в современных эзотерических учениях, образующих систему таттва-терапии (Тегтмайер, 1986).

ЭМБЛЕМАТИКА

В западном искусстве:
вода — изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек;
воздух — фигурой Юноны, иногда летящей c оковами на руках и ногах, иногда женщиной с хамелеоном в руке;
огонь — Фениксом, фигурой Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке;
земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках; а также башнеобразной короной Кибелы.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Сайт создан в системе uCoz