Пассивные силы природы, стихии, начала, являвшиеся не только элементарными понятиями физики и химии, но и символами, упорядочивающими принципами традиционных картин мира. Существуют сложные системы символических понятий, ориентированности и многих взаимопроникающие, взаимоперекрещивающиеся системы миропонимания, связанные с четырьмя или пятью природными субстанциями и явлениями, которые, по воззрениям древних, служили составными частями при создании Вселенной.
Хотя современная наука считает, что система элементов — "символическое толкование природы никак не согласуется с физическими и химическими реалиями в подлинном смысле и скорее всего является теоретико-философской метафористикой". — они входят в совокупность понятий, вошедших в современное мышление из различных областей знания.
Гностический мифосимвол о праоснованиях четырех элементов - см. Каин.
В античности различали парное первокачество (stoicheia) активности и пассивности из которых исходят активные начала "сухое" и "влажное" и пассивные "холодное" и "теплое". Из их комбинаций образуются собственно элементы: "сухое" и "холодное" образует землю, "сухое" и "теплое" - огонь, "влажное" и "тёплое" - воздух, "влажное" и "холодное" - воду.
Первокачества | активное | ||
пассивные | Начала | сухое | влажное |
холодное | земля | воздух | |
теплое | огонь | вода |
В греко-римском символизме элементы, как правило, олицетворяются женскими образами или божествами, а из указанных основ исходят многочисленные ряды аналогий.
- | Боги | Животные | Предметы | Сезон | Ликвор | Орган | Цвет | Темперамент | Тело (геометр.) |
Вода | Нептун Тритон Нереиды |
дельфин морской конёк |
опрокинутая или протекающая ваза | зима | телесные слизи | мозг | белый цвет | флегматический | икосаэдр треугольник |
Огонь | Вулкан женщина, голова которой охвачена огнем |
феникс | - | лето | (желтая) желчь | печень | пламенные краски | холерический | тетраэдр |
Земля | богини плодородия увенчанная башней голова Кибелы |
хтоническая змея скорпион |
рог изобилия | осень | черная желчь | селезенка | свинцовый цвет | меланхолический | куб квадрат |
Воздух | Юнона и павлин Юнона взлетающая, с кузнечными мехами, подвешенными к ее ногам |
павлин хамелеон (считалось, что он питается воздухом) |
- | весна | кровь | сердце | яркие краски | сангвинический | - |
Древние теории врачевания, дошедшие полностью или частично и до наших дней, провозглашали в качестве основной цели врачевания гармонизацию этих компонентов в человеке, с тем чтобы ни один из них не получил абсолютного превосходства, нанося ущерб их оптимальному равновесию. Любопытным является символическое сопоставление "четырех элементов" с геометрическими телами в диалоге Платона "Тимей", где говорится:
Земле мы, конечно, припишем вид куба: ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания... наименее подвижный [треугольник, взятый за основание]... отведем воде (икосаэдр), . наиболее подвижный - огню (тетраэдр), а средний - воздуху и, наконец, самое остроугольное тело - огню, следующее за ним - воздуху, а третье - воде.
Платон, "Тимей", 55е-56а.
Додекаэдр символизирует Вселенную.
В обобщенной картине мира алхимии уделено наибольшее внимание дуалистической системе парных первоначал сульфура и меркурия (соответственно серы и ртути). Считается, что путем манипуляции составными частями в смеси этих элементов в определенных пропорциях до одновременного состояния fix (твердое) и volatil (текучее) достигается солнцеподобность золота. В качестве третьего компонента этих "философских элементов" Парацельс (1493- 1541) включал sal (соль), с тем чтобы достичь явной осязаемости (годной к употреблению).
Западная традиция, в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии, таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь, иногда добавлялся и пятый элемент — эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством преобразования одного состояния в другое. Так как элементы представлялись основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась сопоставить с ними физические и психические особенности человека. Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время в связи с достижениями научной методологии.
- | Свойства | Ликвор | Орган | Цвет | Темперамент | Образ |
Вода |
пассивный влажность |
мокрота | мозг | зеленый синий |
флегматический | волнистые линии треугольник, обращенный вниз |
Огонь |
активный жар |
(светлая) желчь | печень | красный оранжевый |
холерический |
пламя |
Земля |
пассивный холодность |
темная желчь | селезенка | коричневый желтый черный |
меланхолический | куб квадрат |
Воздух |
активный сухость |
кровь | сердце |
синий (небо) |
сангвинический | круг свод Небес дуга |
В китайском символизме четыре священных или "наделенных духом творения" объединяют четыре элемента. Синий или зеленый Дракон, изображенный на ритуальной синей пластинке из жада, - это воздух. Имеются еще Драконы Вод, Земли и Гор. Феникс, изображенный на красной пластинке из жада, объединяет символы огня и воздуха. Черепаха на черной полукруглой пластинке, либо на желтом ритуальном цилиндре из жада, означает воду и землю. Белый Тигр, изображенный на пластнке из жада, объединяет символы огня и воды. Огонь и воздух - символы ян, активные и мужские; вода и земля - инь, пассивные и женские символы.
В Китае подобная система была основана на пяти даосских элементах, причем каждый из них завоевывает следующий: дерево завоевывает землю, земля- воду, вода - огонь, огонь - металл, металл - дерево. Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном, мужском начале «ян» (огонь и воздух) и женском пассивном начале «и нь» (вода, металл и земля).
В этой связи примечательно то, что в восточноазиатской картине мира, в Древнем Китае, была выработана концепция, согласно которой из праначал инь и ян исходит не четыре, а пять стран света (включая средину). Элементами здесь являются вода, дерево, огонь, земля и металл; воздух не принимается во внимание. Старинное стихотворение гласит:
Вода производит дерево, но разрушает огонь, огонь производит землю, но разрушает металл; металл производит воду, но разрушает дерево; дерево производит огонь, но разрушает землю, земля производит металл, но разрушает воду.
В "Книге свидетельств о бывшем" провозглашается:
Природа воды состоит в том, чтобы увлажнять и течь вниз, огня же - чтобы пылать и рваться ввысь, дерева же - чтобы гнуться или выпрямляться, металла - быть послушным и поддаваться формам, земле - быть возделанной и обеспечивать снедью.
Таким же образом элементы (ву-синь) образуют здесь и основные линии символической картины мира в совокупности с пятью планетами, вкусовыми качествами (соленое, горькое, кислое, острое, сладкое), звериными характеристиками (волосатое, оперенное, чешуйчатое, панцирное, голое), основными органами человека.
Стихия | Направление | Цвет | Планета | Вкус | Зверь | Орган |
Дерево | восток | голубой | - | - | - | - |
Огонь | юг | красный | - | - | - | - |
Металл | запад | белое | - | - | - | - |
Земля | середина | желтое | - | - | - | - |
Вода | - | - | - | - | - | - |
Кроме этого пятерика принципов употребляется и восьмерик применительно к мыслительно систематизируемому космосу (см. Восьмизначность, И-цзин).
Пятеричная индийская система символов, сохранившаяся и в буддистском символизме, предполагалась как «космическое состояние вибрации» пяти элементов — таттва.
- | Название | Фигура | Образы таттва-терапии |
Вода |
Тапас |
круг шар |
покоящийся серебрянный серп Луны |
Огонь |
Теджас |
треугольник пирамида |
красный треугольник острием устремленным вверх |
Земля |
Притхиви |
квадрат куб |
желтый квадрат |
Воздух |
Вайю |
полумесяц |
светло-голубой круг |
Эфир |
Акаша |
полумесяц, увенчанный пламенем или геммой |
фиолетовый эллипс |
Приемы медитации, вытекающие из этой "стихийной неразберихи Космоса", получили свое выражение в йоге и тантризме и в совокупности с теоретическими построениями и образными отражениями нашли свое применение в современных эзотерических учениях, образующих систему таттва-терапии (Тегтмайер, 1986).
В западном искусстве:
вода — изображалась опрокинутым кувшином или фигурами
богов моря и рек;
воздух — фигурой Юноны, иногда летящей c оковами на руках и ногах, иногда
женщиной с хамелеоном в руке;
огонь — Фениксом, фигурой Вулкана, а также женщиной с огненными волосами
или молнией в руке;
земля — аллегорической фигурой Матери с символами плодородия в руках;
а также башнеобразной короной Кибелы.