ЯШМА

Химическая формула: SiO2. В минеральном составе преобладает кварц, иногда халцедон, часто присутствуют эпидот, гранат, актинолит, серицит, гематит, биотит, пьемонит, пумпеллиит. Твердость: 6—7. Плотность: 2,58—2,91 г/кв.см.. Излом: ровный, гладкий, переходящий в раковистый. Прозрачность: не прозрачна.

Цвет: красный, желтый, коричневый, зеленый. Окраска связана с пигментирующим веществом: гематитом — красноватые тона, гётитом—бурые и желтые, а также хлопьевидными скоплениями различного состава, придающими породе белый, желтоватый, серый цвет и фарфоровидный облик. Синий цвет может быть вызван амфиболом, а зеленый—пумпеллиитом и хлоритом. В некоторых разновидностях яшм присутствуют дендриты различной окраски, повышающие их декоративность.

К яшмам как декоративным камням относится большая группа пород различных состава и образования, объединенных следующими признаками: кремнистым составом, высокой твердостью и декоративностью — красивой расцветкой и рисунком (рис. 19). Среди декоративных яшмовых пород выделяются две основные разновидности, отличающиеся составом исходных пород и условиями образования: собственно яшмы и яшмоиды, к которым относятся и роговики. Термин «яшма» в применении к непрозрачным разновидностям кварцевых пород с красной, бурой и зеленой окраской появился в конце XVIII— начале XIX в. Единого толкования термина нет. В настоящее время яшмы в техническом и геологическом смысле понимаются как метаморфизованные первичные осадочные и вулканогенно-осадочные породы, кремнистые, твердые, непрозрачные, пестрые по окраске и сложенные криптокристаллическим кварцем, иногда с примесью халцедона.

Название яшма — восточного происхождения и соответствует персидскому «иашм» и «яшп», а также ассирийскому «ашпу». Современное русское название минерала восходит к старославянскому "яспис", что, в свою очередь, представляет собой очень точное прочтение древнегреческого имени яшмы. В Грецию это слово, очевидно, проникло с востока. Образование яшм связано с начальными этапами геосинклинального развития складчатых поясов базальт-липаритовыми (спилит-кератофировыми) формациями, в породах которых они залегают в виде пластов, линз и тел неправильной формы. Наиболее детальная классификация декоративных яшмовых пород была разработана А. Е. Ферсманом. Им выделено шесть классификационных групп яшм:

однородные, окраска красная всех видов до черной, белая, розовая, фиолетовая, зеленая, серая и др.; 1 а) однородные с отдельными пятнами или включениями, окраска палевая, с черными дендритами, с пятнами, струями, облаками нежного рисунка, с белыми или черными точками; полосчатые, параллельно-полосчатые, различные по цвету и типу лент, с резкими границами (красно-зеленые), с мягкими переходами (красно-желтые), с крупными (более 1 см) лентами (желто-зеленые), с мелкими (до 1 см) лентами (серо-желтые, зеленые и др.), струйчатые с мелкими порфировыми выделениями; порфировые с вкрапленниками полевых шпатов, с прозрачными включениями кварца и черными — авгита и амфибола; пестроцветные (ситцевые), однородные с жилками другого цвета (пестрые, разных цветов с одноцветным цементом, с мягкой волнистой окраской); брекчии и конгломераты—порфировые брекчии, яшмовые брекчии, конгломераты; сфероидальные (копейчатые) натечные (агатовые), копейчатые крупные и мелкие, агатовые, полосчатые, слоистые, батарейные (фортификационные). Яшма относится к одному из древнейших цветных камней, находящих применение в камнерезном деле. Однако в странах Западной Европы она стала использоваться в качестве поделочного камня только в XV—XVI вв. Первое свидетельство о зеленоватой русской яшме, добытой на р. Аргунь в Забайкалье, относится к 1717 г. В России повышенный интерес к яшме появился в начале XVIII в., при Петре 1, который направлял «рудознатцев» за яшмой на Урал и в Сибирь. В XVIII—XIX вв. были открыты месторождения цветных яшм на Урале и Алтае, которые стали широко использовать для изготовления мелких и крупных высокохудожественных изделий—ваз, торшеров и других предметов, украшавших интерьеры дворцов. Камнерезными изделиями из яшмовых пород Алтая особо славилась Колыванская фабрика, которая за сто лет (1802—1902 гг.) изготовила около 250 крупных ваз, 74 колонны, достигавшие высоты 4 м, несколько десятков каминов, канделябров, торшеров и других предметов [32]. Изделия из яшм экспортировались, экспонировались на Всемирных выставках и получали высокую оценку.

В настоящее время из высоко-декоративных алтайских и уральских яшмовых пород изготавливают небольшие ювелирные изделия (вставки в запонки, броши, кулоны), а также письменные приборы и другие сувениры. Однотонные нерисунчатые и крупнорисунчатые яшмы иногда применяются как поделочные и декоративно-облицовочные камни. Тонкорисунчатые и пейзажные яшмы используются в ювелирных изделиях в виде кабошонов или плоских вставок. Полированные пластины пейзажных яшм оформляют в виде картин, которые высоко ценятся любителями камня.

Из недекоративных яшм изготавливают ступки, пестики, валы и другие изделия. Бархатисто-черная яшма (ледит) используется как пробирный камень для определения по цвету черты содержания золота в его сплавах. Близкие к яшмам роговики используются мало, хотя посвоим декоративным качествам они наравне с яшмами могли бы служить материалом для изготовления мелких и крупных художественных изделий и декоративно-облицовочных плиток. Характерные первичные дефекты яшм—трещиноватость, инородные включения, корки выветривания и участки, сложенные более мягкими разностями (мякотины). В яшмах может образовываться и вторичная трещиноватость, если при разработке месторождения применяются взрывчатые вещества.

На территории нашей страны зарегистрировано более 500 проявлений и месторождений яшмовых пород, значительная часть которых изучена слабо. Особенно богат различными яшмами Южный Урал; декоративные яшмовые породы известны на Алтае, Северном Кавказе, Западном Казахстане, Прибалхашье, Узбекистане, Таджикистане, Дальнем Востоке.

Исключительной по красоте является пестроцветная яшма месторождения горы Полковник вблизи г. Орска на Южном Урале. Удивительно разнообразие ее рисунков и окраски.

Яшма — прекрасный художественный материал. Ее отличает высокая прочность, удивительная красота рисунков и тонов, огромные запасы и крупные размеры монолитов.

Современная техника обработки камня, основанная на применении алмазного инструмента, позволяет использовать разнообразные сорта яшм так же широко, как и мрамор.

В последнее время открытым способом разрабатываются месторождения яшм в различных районах Южного Урала и Казахстана.

С точки зрения минералога, яшма - разновидность кремнезема, по-особому кристаллизованная. Кварцевые кристаллики, из которых состоит яшма, так малы, что без микроскопа их не различишь. Примеси придают различным разновидностям яшмы едва ли не все мыслимые оттенки видимого человеком спектра. На срезе часто можно обнаружить всевозможные пейзажи, необыкновенные по гамме красок.

Современное русское название минерала восходит к старославянскому "яспис", что, в свою очередь, представляет собой очень точное прочтение древнегреческого имени яшмы. В Грецию это слово, очевидно, проникло с востока.

Камень начала весны. Яшма - камень Овена (21.03 - 20.04), знака Огня под покровительством Марса.

Та, которая открыла глаза в марте, может быть мудрой, а в дни опасности твердой и храброй говорится про яшму в старинной книге о свойствах камней.

Когда в 18-19 вв. в России, в основном в Москве и Петербурге, строили дворцы, их камины и другие части зданий украшали яшмой, то, вполне очевидно, не только потому, что камень этот легко поддается обработке, шлифованию, но и из-за красоты минерала, мягкой, "уютной". Помимо каминов, дворцовые залы изобиловали торшерами, вазами из пестроцветной орской или гладкой ровной калканской яшмы. Кто был в Эрмитаже, то мог видеть в одном из залов грандиозную овальную вазу из зеленовато-серой реневской яшмы. Чаша "царицы ваз" имеет 5 м длиной, 3,2 м шириной и 2,6 м высотой. Монолит для нее был добыт в 1820 г. Изготовление уникального произведения прикладного искусства длилось 23 года.

В культурах Древнего Востока имеются некоторые данные об особых таинственных свойствах яшмы. Уже Библия, один из древних литературных источников и кладезь сведений об обычаях, верованиях, образе жизни древних племен, относит яшму к числу 12 священных камней, украшающих облачение первосвященника. К ближневосточной традиции, возможно, восходят европейские представления о том, что яшма холодных оттенков дарует мудрость, силу предвидения, твердость в час беды. А яшма красного цвета, то тем же представлениям, останавливает кровотечение, врачует женские болезни.

И все же в тех странах, которые стали колыбелью европейской культуры, для большинства людей яшма была лишь талисманом, но не символом тайн бытия, как это произошло на востоке Азии.

КИТАЙ

В зодиакальный круг китайской астрономии "вписывается" "колодец яшмы" - одно из созвездий. Китайские астрологи считают, что на Луне живет яшмовый заяц, и сама она плывет по небу, словно "круглый сосуд из яшмы". В Древнем Китае тонкий, просвечивающий (тем самым якобы раскрывающий свою внутреннюю суть) яшмовый диск с отверстием посередине был эмблемой княжеского и даже царского достоинства, скипетром, символизирующим небо и дарующим власть. "Яшмовые символы" имеются и в такой сокровенной области религиозной мысли, как даосская алхимия. По учению "ней дань" человек должен в самом себе выплавить средство достижения бессмертия - чудесную жемчужину, яшмовую драгоценность, которая и все его тело сделает яшмовым - чистым и бессмертным. А в грядущем и Вселенная, следуя примеру частицы своей и образу своему - человеку, преобразуется тем же путем.

Как символ неба, преображения человека и мира, яшма занимает важнейшее место в иерархии священных камней, положенных в основание Небесного Града, - ступень 1-я снизу и 12-я по счету.

В древние времена яшма имела репутацию камня, приносящего дождь; в IV столетии автор "Литики" отмечает эти качества в следующих строках:

Бог благосклонен к молящимся,
Которые носят гладкую зеленую яшму.
Запекшуюся землю она насыщает дождем,
Посылая ливни и пропитывая иссохшую почву.

Очевидно, зеленый оттенок этого прозрачного камня ассоциируется с зеленью полей в большей степени, чем у изумруда или других камней. В другом раннем источнике Дамигерон упоминает об этой примете, утверждая, что для вызова дождя камнем можно пользоваться лишь при освящении его должным образом.

В IV столетии яшме приписывалась возможность отводить злых духов и защищать от укусов ядовитых змей. Анонимный немецкий автор Х1-Х11 века рекомендовал использовать этот камень для лечения змеиных укусов прикладывать его к месту укуса, чтобы вытягивать яд из раны. Лечебный эффект предполагался не за счет адсорбирующих качеств камня, а благодаря воображаемой способности яшмы притягивать яды, устраняя таким образом болезнь.

Популярная этимология греческого или латинского названия яшмы приводится Варфоломеем Английским, пишущим, что в голове гадюки Аспида найден маленький камень, называемый Jaspis (jasper-яшма).

В том же источнике говорится, что у камня столько же качеств, сколько цветов и прожилок.

Это полностью соответствует обычаям, так как в определении талисманных или терапевтических свойств различных камней цвет считался не менее важным, чем их химический состав. Многообразие оттенков яшмы дает возможность разнообразно использовать этот камень.

Яшма - "иешме" на Востоке, "яшм" - у персов, "яшай" - у афганцев, "япис" - у греков, так перечисленные народы называли твердые зеленые камни. Одни считали, что это слово происходит от греческого "ятро" - "лечу" (врачую); другие связывают его со звуками названия нефрита в Китае "ию-ши". В грузинском сборнике о минералах Х века читаем: "Есть еще другой драгоценный камень (иаспин), более красного цвета, который попадается в морской воде; он темнее лепестков красных цветов. Есть еще другой камень, который попадается во Фригии, в горах Сидейских. Он кровяного цвета, бывает и винного цвета и походит на аметист, он краснее, но не одного цвета и не одной силы. Есть еще другой блестящий иаспин, схожий с цветом пламени и дыма, но светлее и более блестящий, чем второй... Есть еще и другой иаспин, не такой великий и не такой блестящий, как первый, с крапинками в одном и том же зерне". Речь, как видим, идет в книге уже не только о зеленом, а о многочисленных разноцветиях яшмы.

Классические яшмы образовались в районах с интенсивной вулканической деятельностью в результате отложения в неглубоких озерах вулканического пепла.

Нет другого камня, который бы обладал столь многочисленной окраской, как яшма: все тона, за исключением чисто синего, присутствуют в ней и переплетаются в сказочные картины. Однако самыми обычными цветами являются в них красный и зеленый, затем следуют оранжевый, желтый, бурый, черный, серо-фиолетовый и голубовато-зеленый. Именно окраска и придает ценность этому непрозрачному камню со слабой просвечиваемостью.

Чего только не увидит воображение в рисунках яшм. То это весенний лесной пейзаж, то бушующее море, то букетик цветов, то летящие облака, то парящие в поднебесье птицы. А еще в яшме можно увидеть пронесшийся смерч войны и зарево пожара, отступление в смятении людей и отблеск угасающей зари; а в белых каемках - кипящую пену опрокинутых и бьющихся о скалы морских валов, а над всем этим гордо реющего предвестника урагана - буревестника. То это какие-то таинственные птицы из картин Врубеля, то кустящаяся цветущая сирень с полотен Кончаловского, а то опускающиеся вечерние сумерки с холстов Левитана.

Русские яшмы издавна привлекали внимание. В начале XVIII века Петр 1 направил рудознатцев за зеленой с белыми пятнами яшмой из Яшмовой горы на Ургуни. А в 1735 году кунсткамерой были получены яшмовые камни, которые было приказано "отшлифовать и оставить в Академии, остальные отправить обратно для убирания грота в Петергоф".

Начались усиленные поиски камней для строительства. Яшма - камень высокой твердости, ее нельзя поцарапать даже самой лучшей сталью. Она к тому же не боится выветривания. Потому и начали яшму широко применять в строительстве.

Несмотря на слабую технику прошлого, мастера Колыванской алтайской фабрики в совершенстве освоили искусство по обработке сапфиров и яшм. С 1802 года по 1902 годы они сделали около 230 ваз и 74 колонны, несколько десятков каминов, столешниц, пьедесталов к вазам. В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне за лучшее изготовление вазы и чаши из зеленоволнистой яшмы им была присуждена первая премия, а в постановлении жюри отмечалось: "мы не думаем, что столь грандиозные и так хорошо выполненные произведения были когда-либо исполнены со времен греков и римлян".

Большинство этих изделий сохранилось до наших дней в хранилищах Эрмитажа. Так, колоссальная овальная чаша была изготовлена из монолита весом в двадцать тонн. Это мировой уникум. Из той же зеленовато-волнистой яшмы сделано и восемь монолитных колонн в зале Эрмитажа, обращенном на Неву.

Интересна из них группа, изображающая схватку зеленого крокодила с желто-бурым тигром, или желтого яшмового льва - с кварцевым кабаном.

Немалое восхищение вызывают и изделия всевозможных ваз тех же колыванских мастеров.

Яшма использовалась при строительных работах XVIII века в Царскосельском дворце под Петербургом, где ею были облицованы так называемые агатовые комнаты, из которых одна была отделана яшмой, а вторая "мясным агатом". Для яшмовой комнаты использовался темно-малиновый ленточный самоцвет, а для агатовой - красный; двери же комнат инкрустировали соответственно зеленой и красной яшмой.

Большой интерес представляют мозаичные полы из яшмы и агата в Благовещенском соборе Московского Кремля, Китайском дворце города Ломоносова под Петербургом, и камины из серо-фиолетовой яшмы в Гатчинском дворце.

Лучше всего уральская яшма напоминает утреннюю зарю. Только в окрестностях Орска имеется свыше двухсот ее красивых разновидностей, и не менее сотни их на Алтае.

В древности яшмы применялись при лечении лихорадки и эпилепсии. В России в торговых книгах XVI века о красной яшме писалось: "Красный камень сердце отвеселит и кручину, и неподобные мысли отгонит, разум и честь умножает, силу и память человека врачует".

Не знаю, так ли это происходит при лечении, но что касается восприятия эстетического, уверен, что бесподобная гамма ее расцветок способна пробуждать самые возвышенные чувства и врачевать не только тело, но и душу.

В древней литературе понятие яшма распространялось на все твердые, пестро окрашенные камни, в том числе и на нефрит, а непременным условием к самоцветам было требование хорошо полироваться. Яшма этим условиям отвечает, и поныне, отшлифованная до зеркального блеска и видимости, радует взоры в супермодных дворцах культуры, торжественных залах заседаний, в подземных переходах и станциях метро. Ей предсказаны многие века жизни, и, надо полагать, выполненные из этого камня произведения и здания архитектуры встретят наших далеких потомков и в меру возможного расскажут им о наших вкусах и чаяниях.

Сайт создан в системе uCoz