Нет, ну нам просто интересно! Вон, что это поехало, такое высокое и навьюченное бронелистами? Кто в курсе? Эй, эстонец! Стой, брат! Как служба? На чем гоняешь, сколько жмет? Куда пойти?! Ну-ну, сходим — и к белорусам, и к литовцам, у всех спросим, что за техника трудится у них в армиях. 23 февраля все-таки не так давно был и их праздник. ЭСТОНИЯ
Ну, давайте посмотрим. «Мерседесы»! Ого, как их, оказывается, много в эстонских сухопутных войсках, или Maavagi. Помимо многочисленных грузовых версий с подверсиями — аналогов наших «Уралов» и «Камазов», эстонцы очень любят чуть более компактный Unimog серий 416 и 435 — таких у северных прибалтов (и членов НАТО) свыше трех сотен штук. Далее идут легкие «Гелендевагены» в армейском исполнении, Chevrolet CUCV на базе громадного Silverado и такая симпатичная колесная штука как Volvo Cross Country C303, название которой ни в коем случае не стоит путать с гражданской линейкой легковых Volvo. В сущности, у этого полноприводного вагона с рядной «шестеркой» и портальными мостами больше общего с трансформаторной будкой или бытовкой на колесах, нежели с автомобилем.
Ну а вот и наш современный эстонский герой: боевая машина Alvis Mamba MkII EE, произведенная в ЮАР спецом для эстонской армии. Само собой, привод у 5,5-метрового «броника» полный (хотя бывают и версии со схемой 4×2), с элементами от Unimog. Шестицилиндровый 125-сильный турбодизель, кстати, тоже мерседесовский. Днище, как полагается, имеет V-образную форму, чтобы рассеивать энергию взрыва при наезде на мину (оттого и внушительная трехметровая высота), а кузов выдерживает попадание натовского патрона 5,56×45 мм. Но по сегодняшним меркам это не так уж круто. В более позднем поколении MkIII броня Mamba противостоит куда более серьезному патрону калибра 7,62, а нынешнее пятое уже далеко впереди почти по всем показателям, включая массу, расход, максималку и запас хода. Сотня километров в час для фактически устаревшей эстонской машины — штука труднодостижимая.
ЛАТВИЯ
У латышей также полно и Unimog, и G-Class. А еще у них есть олдскульные Land Rover Defender всех сортов и модификаций, а также Humvee, укомплектованные «Браунингами» и израильскими комплексами Spike по сто тридцать тысяч баксов за ракету. Хотя почти вся колесная техника этой страны представлена машинами производства Германии, Швеции (в том числе Volvo и бортовые грузовики Scania), Британии и лишь немного — Штатов. Парни, а есть что-то особенное? Молчат... Что ж, будем считать, что нету.
ЛИТВА
В сухопутных войсках 23-й по величине страны Европы все немного интереснее. Например, литовские вояки любят Toyota Land Cruiser. Разумеется, в модифицированном бронированном варианте J200. Это не совсем «боевая» штука, а скорее автомобиль для особых выездов с низкой вероятностью обстрела или иной заварушки с применением оружия. Идем дальше. Пожалуйста, снова HMMWV (армейский «Хаммер» с пулеметами 50 калибра), знакомый Volvo C303 плюс ее удлиненный шестиколесный вариант С304 и, здрасьте, советская «шишига», ГАЗ-66. Из других грузовиков — польский полноприводный Star 266 для грузов и личного состава. Более современные колесные машины не обнаружены.
БЕЛАРУСЬ
Танки, танки, танки — и все советские. Читай знакомые, изученные и не совсем интересные в данном контексте. Серьезно, автомобильная (или типа того) тема в вооруженных войсках Беларуси раскрыта, мягко говоря, не полностью. Спросите: «На чем ездите?» — ответят: «На УАЗах и БТР-80». Впрочем, еще есть немного «Тигров» местного производства и даже несколько китайских копий «Хаммера» Dongfeng Mengshi.
УКРАИНА
В связи с последними и предпоследними событиями крутых бронированных тачек в Украине явно стало чуть больше, чем три года назад. Пройдемся по тому, что знаем. Трехместный БТР-4 с 600-сильным дизелем (стандарта Евро-3, ага), различные новинки от КрАЗа, включая крутющие украино-канадские Shrek One с V-образным днищем и пассажирские Raptor, легкий бронированный 190-сильный Iveco LMV, мобильные командные пункты на базе британской машины Saxon и, конечно, Humvee. Про многочисленные УАЗы в очередной раз не будем. Неплохо, вполне неплохо.
|